Секция 1. Изменения в детстве и детях и новые термины в современной науке

Как изменения в детстве и детях фиксируются современной наукой и какие термины им можно предложить?


Майорова-Щеглова Светлана Николаевна,

доктор социологических наук, профессор, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета

Эдалтизм

Статья, написана при поддержке гранта РГНФ (грант № 16-06-00792а, Детство в социогуманитарной перспективе: тезаурус 2016 –2018)

Эдалтизм – дискриминация детей по причине недостижения ими определенного возраста, «малолетства». Применение этого термина впервые зафиксировано в психологической литературе французского ученого Паттерсона Дю Буа в 1929 году, этот автор первоначально предложил употреблять его в расширительном значении - «влияние взрослых на детей». Зарубежные авторы полагают, что в обществе имеет место притеснение детей и молодежи со стороны взрослых, основанное на позиции, что взрослые лучше юных и поэтому могут действовать по отношению к молодому поколению без согласия последних. Сегодня под дискриминацией в данном случае понимается действие, при котором с ребенком обращаются несправедливо в силу его принадлежности к данной возрастной социальной группе, как правило эти действия производятся в форме исключения или отторжения в прямом или косвенном виде. Косвенная форма – обида, которая наносится старшим по возрасту (родителем, родственником, учителем, прохожим, старшим другом, родственником), при этом акцент делается именно на эмоциональном аспекте восприятия такой обиды – «Мал еще рассуждать! Что ты можешь понимать в этом, от горшка два вершка?». Исследованиями возрастной дискриминации активно занимаются образовательные и правозащитные организации мира и Европы. Среди крупных социогуманитарных исследований – об осведомленности и несогласии с дискриминацией по возрасту среди подростков Англии ;о последствиях эдалтизма М. Мэйлз, А.Жиру; о свободе волеизъявления, солидарности между поколениями в русле «Психологии освобождения», возникшей в Латинской Америке и др.[Либель, 147] Отдельные стороны обозначенного явлении предлагается фиксировать через термины, которым мы даем авторские интерпретации: эдалтоцентризм - adult-centrism- в ядре развития общества находятся только интересы нынешнего взрослого поколения; привилегии взрослых - adult privilege – преференции, льготы и возможности, которые имеют люди только взрослого возраста; взрослократия – adultarchy – общественное устройство, при котором все решения, даже в отношении детей и молодежи, принимаются только с учетом мнения взрослых. Ученые выделяют институциональный, интернализованный (социализационный) и культурный эдалтизм. Довольно эти формы дискриминации оказываются противоречиво взаимосвязаны. С одной стороны власть принимает важное решение поддержки детства, но, с другой стороны, оно не подкрепляется необходимыми нововведениями и ведет к возникновению и закреплению иной формы эдалтизма. Так ребенок-дошкольник во многих регионах страны имеет право бесплатного проезда в общественном транспорте, однако, например, в Москве осуществить это свое право он может только через принижающее его достоинство действие (как сообщили в одном из наших исследований дети «пролезаем под турникетом как собачки»). Культурный эдалтизм может быть продемонстрирован на случае дискриминации детей при самостоятельной попытке воспользоваться вызовом экстренной службы (например, именно культурной, приобретенной в процессе жизненного опыта установкой объяснила фельдшер скорой помощи отказ в принятии сигнала от девочки-подростка при трагедии-гибели детей в 2016 году в «Парк-отеле Сямозеро»). Комитет ООН рекомендует регулярно проверять официальные ограничения, вводимые государством, на предмет их соответствия защитной функции и правомерности. Основные два предлагаемых правила установления границ: более высокие возрастные рамки должны устанавливаться для защиты и развития детей (это касается прежде всего уголовного законодательства), и, наоборот, настоятельно требуют снижения границы применения права на участие в социальной и политической жизни. Явные виды дискриминации в настоящий период дополняются выделением еще одной формы: неучет детей как социальной группы при принятии политических решений и это имеет негативные последствия для будущего детства. Противоречиво выглядят утверждения радикальных защитников прав детей относительно случаев, когда действия взрослых по предотвращению нежелательного поведения детей также относятся к форме возрастной дискриминации. Полагаем, что рамках научных обоснований следует четко разграничить собственно меры по обеспечению безопасности ребенка (например, маркировка информационной продукции, введение «комендантского часа» на пребывание на улице без родителей и др.) и прямое наказание за несоблюдение этих норм поведения. Случаи, если этому жесткому наказанию подвергается ребенок, можно относить, на наш взгляд, к дискриминации. Еще один крайне нуждающийся в междисциплинарном рассмотрении юристов-правоведов, психологов и социологов вопрос о степени, глубине вовлечения детей в семейную медиацию при разводе родителей, экономических и этических внутрисемейных конфликтах, когда одновременно с получением прав ребенок становится в определенной степени ответственен за решение суда и будущее семьи. По нашему мнению, в данном случае разумные границы публичного заслушивания детей должны быть четко обоснованы не только возрастом, но и правом (а не обязанностью) ребенка участвовать или не участвовать в таких событиях, и такие ситуации не могут интерпретироваться обществом как дискриминация детей. 

Список литературы

Защита личности от дискриминации по признаку возраста. Сборник документов. Составитель Васильева Т. М.: Новая юстиция, 2010. 192 с. 

Либель М. Эдалтизм и дискриминация детей по возрастному признаку // Защита детей от дискриминации. Междисциплинарное учебное пособие. CREAN. Под редакцией Д. Кутсар, Х.Уорминг. Перевод с англ. Амелина М.Г., редактор перевода Заботкина В.И. Tartu: University Press of Estonia, 2014. С. 127-153 URL: https://resourcecentre.savethechildren.net/sites/d... (дата обращения: 22.01.2017) 

Образовательная программа повышения квалификации уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Учебное пособие (научный редактор А. П. Логунов) Москва: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Российский государственный гуманитарный университет, 2011. 

Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. - 688 с. Глава «Возраст и неравенство». Щеглова С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. М.: Социум, 2001. 84 с.


Майорова-Щеглова Светлана Николаевна,

доктор социологических наук, профессор, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета

Гламуризация детства

Статья, написана при поддержке гранта РГНФ (грант № 16-06-00792а, Детство в социогуманитарной перспективе: тезаурус 2016 –2018)

Гламуризация детства – особое отношение к ребенку как к маркеру успешной, красочной, исключительно позитивной жизни семьи, а к детству как специфическому исключительно положительному, приятному, беспроблемному периоду жизни. Гламуризация детства становится паттерном родительского демонстративного поведения последних двух десятилетий. Родители своими действиями «обрабатывают» сегменты повседневности детства с помощью специальных технологий. В качестве таких технологий, как мы полагаем, могут применяться три основные: 

  • технологизация и романтизация обыденной жизни, быта, повседневности ухода и заботы о детях; 
  • переструктурирования детского пространства;
  • создание специальных событий детской жизни. 

Все три технологии дополняются использованием особых медиаинструментов приукрашивания, создания симулякров детства. 

Часть молодых российских родителей, руководствуясь первой из выделенных нами выше технологий, стремятся к новизне, яркости, хотят физически облегчить выполнение трудоемких родительских задач (ухода, гигиены, купания, укладывания на сон, обучения навыкам ходьбы и пр.), исключить или хотя бы частично убрать из своей повседневности непозитивные, неприятные виды деятельности и в результате получать от родительства лишь положительные эмоции. Неприятное занятие смена грязных памперсов превращается в результате гламуризации в своего рода художественное занятие: выбора (различный дизайн, запах и цвета для мальчиков и девочек), ритуала (мягкость не только для малыша, но и для взрослого, последовательности движений и пр.). 

Детское пространство переструктурируется и, например, вместо подручных домашних средств для экспериментов и игр, детям «подкидываются» конструкторские блоки. Для слежением за здоровьем и безопасностью детей рядом с детьми теперь не взрослые или дети постарше, а радионяни, видеоняни и часы с GPS. Сложности и трудности воспитания (адаптация к школе, проблемы подросткового возраста) рекомендуется решать с помощью медикализации детства. Фотосессии, конкурсы, телешоу и т.п. демонстрируют внешние проявления значимости ребенка. Школьника и подростка сегодня принято презентовать не только внешним видом (чаще всего одеждой, гаджетами, спортивными приспособлениями), но и хвалиться его достижениями в учебе, развитии, спорте и творчестве, при этом родители напрямую чувствуют симбиоз, воспринимают это как свои личные успехи. Рынок товаров и услуг оперативно реагирует на эту тенденцию и дает возможность родителям создавать эту «новую среду обитания» демонстрировать свою любовь через экономические траты (а не временные, эмоциональные) на различные модернизационные, технические и иные новшества. Третьей технологией является конструирование дополнительных событий детской жизни, которые дают возможность ее гламуризировать. Убедительной иллюстрацией этой технологии служит развитие организованной услуги event –индустрии, которая служит для создания детского праздника как атрибута потребления. 

Средством реализации трех предыдущих выступает презентация жизни специальными медиаинструментами. для создания симулякров детства являются Стесненные в средствах родители выбирают четвертую технологию как самостоятельное средство и концентрируются в основном на демонстративном типе поведения, организуя специальные блоги от имени своих детей, фотосессии детей, но тратят свое время, ресурсы не столько на организации реальной трансформации пространства, сколько – на обязательной их фиксации и презентации, как правило через социальные сети. На наш взгляд, конструкт «гламуризации детства» в обществе потребления будет напрямую соединяться с другими конструктами «ответственного родительства», «интенсивного материнства» и подобными.

«Гламуризация детства» как новое явление имеет свои последствия в трех направлениях: приводит к целенаправленным родительским материальным и моральным инвестициям в ранее предшкольное и дополнительное образование, в применение информационных и технических новшеств практически «с пеленок», в стимулирование самостоятельной потребительской самосоциализации подростков, и старшие подростки уже самостоятельно воспроизводят паттерн гламуризации своего жизненного мира.

Возможным глобальным последствием процесса гламуризации детства будет является в будущем символическое потребление детства на уровне общественного сознания. 

Список литературы

Бесчасная А.А. Урбанистическое детство: социологический анализ. СПб.:Астерион, 2016. С. 125-126

Майорова-Щеглова С.Н. Гламуризация детства как новый паттерн городского детства// Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия: коллективная монография. / науч. ред. С.Н.Майорова-Щеглова –М.: РОС, 2017. С. 157-168

Яковлева Е.Л. Мир детства и его трансформации манипулятивными тезнологиями идеологии гламура. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. Выпуск № 1 (5) . 2016. C. 27-33 [Электронный ресурс] / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mir-detstva-i-ego... (дата обращения: 14.08.2018).


Малаканова Ольга Александровна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент Самарского национального исследовательского университета им. ак. С.П. Королева

Исчезновение детства Н. Постмана: современное прочтение