Итоги проекта

Тезаурус понимается как накопление данных через обобщение и систематизацию знаний разных наук социогуманитарной направленности, а также со-конструирования общего образа объекта социальной реальности – детства. 


В ходе проекта выявлено, что тезаурус 15-ти современных направлений гуманитарных наук обладает по отношению к детству неполнотой. Особенности становления наук, устоявших структур, уровней знания внутри них влияют на фрагментарность/единство, логичность/непоследовательность, закрытость /открытость знаний о детстве. Выявлены разбегание научных тезаурусов детства в сознании исследователей и практиков.

Научный коллектив аргументировал в многочисленных публикациях в ходе работы по гранту авангардность социологии детства в междисциплинарном синтезе различных наук о детстве. Указывается на комплексное и многоплановое понимание детства в данной области научного знания, являющейся междисциплинарной площадкой. Делается вывод, что современная социология детства впитывает в себя существующие методологические подходы и методические наработки, стремясь осмыслить новые явления мира детства и ее стремление к интерсекциональности.


В результате работы над проектом выделены приоритеты исследований, доказана важность освоения специалистами нового тезауруса детства, так как благодаря четкому применению вербальных обозначений становятся возможными и идеология, и проектирование позитивных общественных изменений в сфере поддержки детства.


В итоговой работе «Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус: [тематический словарь-справочник]» представлены 127 статей 52 авторов, представителей 10 различных наук. Разработаны новые понятия современности (интернет-дети, поколения X-Y-Z, потребительская социализация и самосоциализация детей, паттерны детства и его гламуризация через сознание и поведение родителей, глобальный ребенок, медикализация детства и др.).


Подготовлены предложения для властных структур по итогам проекта по разработке новых разделов и показателей к основному государственному докладу о положении детей в России, а также по формированию структуры дополнительного доклада в качестве периодического приложения к нему под названием «Детство в социогуманитарной перспективе: результаты исследований». Проведено аргументирование новых направлений для исследования детства в перспективе (на ближайшее десятилетие).