Концепция проекта

В последние годы тема детства стала предметом внимания не только ученых – представителей разных сфер знания, но и властных структур. Принятая Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. и сегодня реализуется различными организациями (государственными, социальными учреждениями, юридическими организациями, образовательными и культурными учреждениями). Кроме того, в 2013-2015 гг. были подготовлены новые документы, такие как «Концепция информационной безопасности детей», «Концепция государственной семейной политики до 2025 г.,  «Стратегия развития воспитания в РФ»  и др. 

Общие сведения о положении детей в России интегрируются в ежегодном государственном докладе «Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации», который готовится Министерством труда и социальной защиты РФ. Однако этот доклад строится в основном на статистических данных. 

В основном перечисленные выше документы опираются на результаты различных исследований, но, вместе с тем, можно констатировать, что этого явно недостаточно. Далеко не все данные исследований в разных сферах знания, заслуживающие внимания, были использованы при подготовке этих документов. Кроме того, многие из принятых документов носят излишне декларативный характер, в них используется много различных терминов, суть которых иногда сформулирована лишь  в общем виде. 

Для этого необходимо сначала осуществить создание нового глоссария, а также начать разрабатывать тезаурус по детству. Для этого должен быть создан надежный методологический фундамент, и таковой уже существует. Это – сравнительно новая для России область знания - социология детства, которая во многом носит междисциплинарный характер, вбирая в себя и интегрируя знания в сфере ряда социальных и гуманитарных наук. 

С точки зрения известного ученого И. Кона, осуществлявшего междисциплинарный синтез знаний в своих монографиях (работавшего в таких областях как история, социология, психология, этнография детства), именно социология детства  может служить фундаментом для структурирования и обобщения данных различных наук, прежде всего, социальных и гуманитарных. 

Предлагаемое исследование носит теоретико-методологический характер и основано на анализе и синтезе опубликованных социокультурных исследований в сфере детства начала 21 века и интервью с руководителями крупнейших социальных обследований детства последнего десятилетия (Собкин В., Поливанова К., Цымбаленко С., Шариков А., Адамьянц Т. и др.). 

Результатом работы предполагается создание глоссария и нового тезауруса по детству, которые имеют целью не только обновление сферы знаний о детстве, но и развитие новых методологических подходов по изучению детства.  Глоссарий и тезаурус  могут быть основой для объединения ученых, сбора экспертов по детству. Начало осуществления данной задачи будет реализовано путем публикации ряда научных статей по теме проекта. 

По итогам работы предполагается дать предложения по разработке новых разделов и показателей к основному государственному докладу о положении детей в России, а также по разработке структуры дополнительного доклада в качестве периодического приложения к нему под названием «Детство в социогуманитарной перспективе: результаты исследований».