Монография «Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия: коллективная монография»
Вышла коллективная монография участников проекта РГНФ «Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия: коллективная монография».
- Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия: коллективная монография /научн. ред. С.Н.Майорова-Щеглова – М.: РОС , 2017. – 203 с.1 CD ROM ISBN 978-5-904804-16-9
Аннотация
Научная монография обращена к специалистам в области детства с намерением помочь им в их деятельности. Она восполняет недостаточность знаний о современных явлениях и социологических теориях детства. В работе представлены базовые научно-объяснительные концепты социологии детства как связующей дисциплины в социально-гуманитарном знании (междисциплинарность, метапредметность, интернациональность) и подробный анализ этапов институционализации социологии детства в России. Авторы предлагают интерпретации новых явлений и определение новых понятий современности (интернет-дети, поколения X-Y-Z, потребительская социализация и самосоциализация, паттерны детства и его гламуризация через сознание и поведение родителей). Теоретико-исследовательские главы дополняет словник будущего тезауруса детства, который разрабатывает научный коллектив, и обсуждение проблем детства специалистами смежных дисциплин: культурологом и педагогом. Издание осуществлено в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 16-06-00792 «Детство в социогуманитарной перспективе: тезаурус».
Оглавление
Введение. Кому и почему нужны знания о новом детстве? (С.Н. Майорова-Щеглова) | 6 |
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы изучения детства в начале XXI века | 12 |
Глава 1. Междисциплинарность исследований детства (Е.А. Колосова, С.Н. Майорова-Щеглова, С.Ю. Митрофанова) | 12 |
Глава 2. Википедия как презентация метапредметного знания о детстве (С.Ю. Митрофанова) | 26 |
Глава 3. Институционализация социологии детства в России (Е.А. Колосова, С.Н. Майорова-Щеглова) | 36 |
Глава 4. Поколения начала XXI века: новые подходы к изучению (В.П. Чудинова) | 58 |
Глава 5. Современные тенденции в зарубежных социологических исследованиях детства (на основе тематики журнала «Детство: глобальный журнал исследований ребенка») (С.Ю. Митрофанова) | 78 |
РАЗДЕЛ 2. Трансформации детской жизни и новые понятия в социальных и гуманитарных науках | 101 |
Глава 6. Интернет-дети: возможности изучения и привлечения к исследованиям (А.Ю. Губанова) | 101 |
Глава 7. Новая роль нового поколения (С.Ю. Митрофанова) | 121 |
Глава 8. Потребительская социализация детей: подходы и практики (Е.А. Колосова) | 139 |
Глава 9. Гламуризация детства как новый паттерн городского детства (С.Н. Майорова-Щеглова) | 157 |
Словник. ДЕТСТВО в социогуманитарной перспективе (версия 21.04.2017) | 169 |
Вместо послесловия. Обсуждения. Детство как единое исследовательское поле социальных и гуманитарных наук | 176 |
Синтез культурологии и социологии в изучении современного детства (Э.А. Куруленко, профессор, доктор культурологии, ректор ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры») | 177 |
Поколение как комплексная проблема гуманитарных наук (М.Р. Мирошкина, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО») | 184 |
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ | 191 |
Наиболее значимые статьи: список публикаций по проекту 2016-2017 гг. | 200 |
Диск издан в удобном формате, на CD-диске. По вопросам приобретения издания запросы присылайте по адресу ik@childsoc.ru.