Публикации по социологии детства

 Представляем вашему вниманию материалы, посвященные изучению детей, подростков и детства:

Аннотация:

В статье критически рассматриваются итоги исследования досуговых практик, проведенного научным коллективом НИУ ВШЭ. Значимость анализируемой статьи исследования состоит в фиксации новой тенденции родительского поведения: высокой степени вовлечения современного старшего поколения в организацию внешкольных занятий. Главные недостатки работы связаны с фокусированием лишь на учреждениях дополнительного образования и конструирование выводов о пространстве жизни детей на основе мнения взрослых. Раскрываются методологические и методические проблемы перспективы изучения досуговых практик юного поколения. Досуг детей предлагается определить как совокупность активностей детей по их выбору внеобразовательных программ, домашних обязанностей, оздоровительных процедур, которые дети выполняют по указанию взрослых. В статье приведены данные опросов самих детей о структуре их свободного времени и предпочтениях. Изучение в перспективе предлагается проводить в русле развития социологии детства с помощью инструментальной, гуманистической, правовой и др. моделей, особое место отводить изучению реального досуга подростков по их выбору. Использование мнения родителей нуждается в корректировке с учетом их статуса. Требует отдельного измерения отражение в новых современных практиках досуга социально-экономической и социально-культурной дифференциации семей с детьми.

Ключевые слова: досуг; дети; подростки

Аннотация:

В статье анализируется выбор подростками жизненных целей в динамике за 20-летний период. Приведены результаты исследований, проведенных автором среди городской молодежи старшего подросткового возраста (14–17 лет) в Республике Башкортостан. Выявлена динамика жизненных целей и профессиональных ориентаций, гендерные различия в выборе профессий; отмечено воспроизводство и доминирование традиционных ценностей. Обозначается проблема расхождения между намерениями подростков и востребованными на рынке труда профессиями. Обращается внимание на корректировку профориентационной работы.

Ключевые слова: молодежь; подростки; жизненные цели; профессиональные предпочтения; государственная молодежная политика

Аннотация:

В статье рассмотрен процесс “осваивания и присваивания” социальной субъектности подрастающим поколением и влияния трудностей этого процесса на возникновение риска девиантного поведения. Анализируется как вовлеченность в девиацию, препятствует интеграции подростков и молодежи в основные социальные среды, способствуя формированию деформированных форм субъектности молодежи. Выделенные и описанные характеристики мотивационно-ценностного, рефлексивного, деятельностного и когнитивного компонентов социальной субъектности подростков изучены в рамках эмпирического исследования, проведенного автором на обширной выборке. Полученные результаты свидетельствуют о наличии статистически значимых различий в характеристиках социальной субъектности подростков, включенных как в девиантные практики, так и не включенных в них.

Ключевые слова: социальная субъектность; подростки; молодежь; девиантное поведение