Публикации по социологии детства

Представляем вашему вниманию материалы Журнала исследований социальной политики, Том 15, № 3 (2017), посвященного теме "Деинституциализация сиротства в современной России: политика, общественные инициативы, реализация".

Светлана Бирюкова, Мери Кулмала, Оксана Синявская, Жанна Чернова

СТАТЬИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Мэри Кулмала (Meri Kulmala), Майкл Раселл (Michael Rasell), Жанна Чернова (Zhanna Chernova)

Аннотация: В статье рассматриваются причины происходящей с конца 2000-х годов перестройки российской системы замещающего ухода для детей, оставшихся без попечения родителей. Серия произошедших в последние годы реформ способствовала развитию семейных форм замещающего ухода, противопоставляя их крупным институциальным учреждениям, использовавшимся в советское время и в 1990-х годах. Мы подчеркиваем фундаментальные изменения, произошедшие в образе “идеального ухода” и нашедшие отражение в движении в сторону деинституциализации через поддержку усыновлений внутри страны, увеличение числа приемных семей, создание услуг раннего сопровождения семей и трансформации оставшихся институциальных учреждений в небольшие детские дома семейного типа. Все перечисленные изменения являются ключевыми элементами глобального тренда деинституциализации, наблюдаемого во всех странах мира. В статье мы прослеживаем эволюцию политики в этой сфере и задаемся вопросом, почему описанный сдвиг произошел именно в 2010-х годах, несмотря на то, что реформа системы ухода за детьми, оставшимися без попечения родителей, была в российской политической повестке и до этого времени. Основываясь на объяснительном подходе к изменениям в социальной политики Магритты Матцке и Илоны Остнер, включающем в рассмотрение материальные факторы и идейные соображения, мы показываем, что «политическая воля сверху», стоящая за этими реформами, сформировалась под влиянием целого спектра других социальных и политических факторов. Среди причин, побудивших российских политиков принять новые идеи, можно назвать рост консервативных настроений в отношении детей и семей в связи с серьезным демографическим спадом в стране, влияние международных норм в отношении прав детей и общее изменение социально-экономических условий. Российские НКО внесли существенный вклад в реформы как “эпистемологические сообщества” благодаря высокому уровню экспертизы, которого они достигли вследствие включения в международное сообщество в 1990-х годах и в возросшие в числе межведомственные экспертные платформы при органах российской власти в настоящее время. Мы приходим к выводу, что идеологические факторы являются необходимыми предпосылками для реформ, но ключевыми их движущими силами становятся политические факторы. Рецентрализация власти и включение вопросов социальной политики в число приоритетных в период президентства Владимира Путина позволило новым идеям найти отражение в конкретных реализуемых мерах.
 
Ключевые слова: Family policy, child welfare, substitute care, deinstitutionalisation
 

Светлана Сергеевна Бирюкова (Svetlana Biryukova), Синявская Оксана Вячеславовна (Oxana Sinyavskaya)

Аннотация: В статье представлен подробный анализ данных официальной статистики сиротства в России. Используя широкий набор источников данных, авторы показывают, что, несмотря на устойчивое снижение на протяжении последних пятнадцати лет, первичный риск сиротства в России остается высоким. Так, число выявленных в течение 2015 г. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, превышало 2% от общей численности детей в возрасте до 18 лет. Анализ статистических данных свидетельствуют о происходящем с начала 2000-х гг. процессе деинституциализации сиротства: если в 2000 г. доля детей, проживающих в институциональных учреждениях, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигала 27%, то к 2014 г. этот показатель снизился до 11,5%. Авторы связывают это как с положительной экономической динамикой 2000-х гг., так и развитием системы устройства. В то же время, в статье показано, что действующая система выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспроизводит ряд серьезных проблем. Во-первых, несмотря на то, что более 80% ежегодно выявляемых детей имеют одного или обоих родителей, задача по восстановлению кровных семей все еще не рассматривается в качестве приоритетной в системе устройства: по данным официальной статистики только один из десяти детей возвращается к родителям после изъятия из семьи. Во-вторых, отдельные группы детей по-прежнему относительно редко попадают на семейные формы устройства. Так, до настоящего времени высокие риски длительной институциализации наблюдаются в отношении детей старших возрастов, а также в отношении детей с физической или психической инвалидностью. В-третьих, общая распространенность случаев повторного сиротства, то есть возвратов детей в институциальные учреждения из семей, равно как и динамика числа таких случаев в последние годы указывают на важность профессиональной подготовки замещающих родителей и на необходимость постоянного сопровождения замещающих семей, пока что не получивших должного развития в России. В заключительной части статьи авторы обсуждают применимость полученных в ходе анализа статистики результатов для корректировки политики, адресованной детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
 
Ключевые слова: children out of parental care, social orphanage, foster families, institutional placements for orphan children, deinstitutionalisation of orphan care, statistics, Russia
 

Юко Никула (Jouko Nikula), Нина Николаевна Ивашиненко (Nina Ivashinenko)

Аннотация: В статье обсуждается современная реформа российской системы воспитания в приемных семьях и анализируются возможности развития партнерства между различными заинтересованными сторонами. Мы задаемся вопросом, какова роль неправительственных организаций (НПО) в реализации программ, связанных с реформой системы социальной защиты детей. Этот вопрос осмысляется из перспективы социального партнерства. Главными характеристиками социального партнерства выступает специализированность, добровольность и сотрудничество, направленные на решение общих проблем. Однако не всякое сотрудничество между государственными органами и неправительственными организациями является партнерством. Успешное партнерство характеризуется следующими особенностями: взаимное доверие; дополнительные преимущества; взаимная ответственность; совместное принятие решений; четко сформулированные цели; справедливое распределение затрат и преимуществ; использование индикаторов измерения эффективности и механизмов мониторинга достигнутых результатов; четкое распределение обязанностей всех сторон. Роль негосударственных акторов в системе социальной защиты и предоставлении других социальных сервисов возрастает вследствие неблагоприятных демографических тенденций и сокращающейся экономической базы, находящейся в распоряжении государства и используемой для предоставления социальных услуг. Усилия государства, направленные на демонтаж бывшей централизованной, государственно-ориентированной системы благосостояния населения также привели к передаче на аутсорсинг неправительственным организациям ранее государственных обязательств и услуг в системе социальной защиты детей. Вместе с возрастанием роли НПО в данных процессах, появилось много новых вопросов о качестве их деятельности и наличии необходимых навыков для ее реализации. Таким образом, расширение социальных функций НПО в трансформировании системы социальной защиты детей потенциально производит как возможности, так и риски для ее реализации. Несмотря на появление первых ростков партнерства между госорганами и НПО в этой сфере, их отношения пока не равноправны. Государственные органы располагают властными и финансовыми ресурсами и во многих случаях общественной поддержкой; НПО обладают энтузиазмом, навыками и гибкостью подходов. Российские НПО нуждаются в укреплении своего социального статуса и повышении качества своей работы, что позволит им получить право собственного голоса в определении их позиций в партнерстве с различными государственными субъектами.
 
Ключевые слова: Partnership, socially oriented NGOs, foster care reform
 

Елена Богданова (Elena Bogdanova)

Аннотация: В статье рассматривается, как российские деревни СОС проходят через реформу системы устройства детей, предполагающую довольно ультимативный переход от институциальных форм заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, к семейным. Целью статьи является анализ проблем и трансформаций, переживаемых в настоящее время деревнями СОС, и характеристика задач, инструментов и приоритетов реформы. В качестве эмпирической базы используются данные качественного исследования двух российских деревень СОС. Официально деревни СОС имеют статус негосударственных детских домов. Однако оригинальная концепция фактически предписывает им осуществление семейной заботы в условиях специально создаваемых СОС семей (материнских). Сопоставление деятельности деревень СОС с теоретическими концепциями развития, сопротивляемости и привязанности показывает, что воспитание в условиях деревни СОС позволяет избегать типичных проблем детских домов. СОС семья создает благоприятные условия для социализации, защиты, преодоления социальной изоляции и устойчивого контакта со значимым взрослым. Исследование показало, что нормативный, контекст, сформированный новым постановлением об изменении статуса детских домов, нововведения семейной политики и общий подъем традиционалистского дискурса ставит деревни СОС в уязвимое положение. Они вынуждены защищать обе ипостаси своего существования: и институциональную, и семейную. Несмотря на концептуальное соответствие номинальным целям реформы, государство воспринимает деревни СОС как институциональные образования, подлежащие сокращению и переводу в статус мест временного пребывания детей. Во вновь возникающих условиях деревни СОС вырабатывают различные стратегии вынужденной мимикрии. Наиболее существенная – это оформление СОС матерями под опеку детей, которые находились у них не воспитании. Это позволяет сохранить детей в СОС семьях, но существенно повышает степень ответственности и риски для самих матерей. Деревни разрабатывают новые стратегии развития, направленные на сокращение числа воспитанников, и на создание платформы консалтинговых услуг. В целом трансформации, происходящие с деревнями СОС показывают, что реформа направлена в основном на изменения институционального уровня системы. Из-за формальных конфликтов со вновь создаваемыми условиями один из наиболее успешных и опытных провайдеров семейной формы заботы о детях сиротах оказывается в уязвимом положении.
 
Ключевые слова: SOS Children’s Villages, children without parental care, deinstitutionalisation reform, foster care, involuntary mimicry

СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Том Дисней

Аннотация: о второй половины XX в. на Западе широкое распространение получила политика деинституциализации ухода за детьми-сиротами, в контексте которой детские дома рассматриваются как места эмоциональной депривации, способные причинить значительный вред проживающим в них детям. Тем не менее масштабная институциализация детей-сирот по-прежнему сохраняется во многих странах мира, в том числе в России. Рассматривая роль эмоций в системе ухода за детьми-сиротами, автор статьи вносит вклад в научную дискуссию по двум направлениям. Во-первых, в работе с опорой на психологические теории социальной привязанности прослежено, как макроинституциальная картина социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (де)конструируется в Европе и России. Во-вторых, основываясь на материалах этнографического исследования, проведенного в детском доме для детей с интеллектуальной инвалидностью, автор статьи исследует значение эмоций в жизни трех групп индивидов, а именно персонала, волонтеров и детей-сирот, а также влияние межличностных отношений на детей, живущих в детском доме. Рассматривая детский дом как гибридное пространство, совмещающее домашнюю и рабочую среды, и опираясь на социальные исследования детства, автор изучает влияние эмоций на жизнь уязвимой категории детей и показывает, как эмоциональные конфликты между персоналом и волонтерами могут воздействовать на организацию ухода за детьми и его качество. Этнографический метод дополняет научную дискуссию о детских домах, в настоящее время локализованную в поле количественных и биопсихологических исследований, в части понимания рутины этой жизни. Собранные в ходе исследования материалы позволяют заглянуть в закрытый мир учреждений для детей-сирот с инвалидностью и в то же время обрисовывают задачу переустройства подобных пространств, поставленную перед российским правительством в рамках законодательных изменений последних лет.

Ключевые слова: эмоции, межличностные отношения, институциальный уход за детьми-сиротами, этнографический метод, включенное наблюдение, Россия

Роман Абрамов, Ксения Антонова

Аннотация: Статья характеризует образ выпускников детских домов, формируемый СМИ. С помощью автоматизированного мониторинга средств массовой информации «Медиалогия» проанализированы тематические публикации в семи регионах: Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Калининград, Новосибирск, Тверь, Ярославль. Целевую выборку для текстового анализа составили первые сто статей, с наивысшим рейтингом повторного цитирования и републикаций. Анализ позволил построить тематическую карту освещения социальной адаптации выпускников детских домов. Публикации в основном сосредоточены на вопросах прав и льгот (в том числе и на получении жилья выпускниками при достижении совершеннолетия), на организации помощи в адаптации к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома со стороны государства, НКО и частных инициатив волонтеров. На основе материалов публикаций, связанных с личными и обобщенными историями выпускников детских домов, осуществлена тематическая типологизация медиа-образов представителей этой социальной группы: позитивный-самостоятельный («успешно адаптированный выпускник детского дома, добившийся всего сам»), позитивный-пассивный («взрослый ребенок»), негативный-самостоятельный («проблемная часть общества», девиант) и негативный-пассивный («детдомовец» как социальная стигма). Отмечается, что именно «пассивные» медийные образы наиболее распространены в прессе, они стигматизируют выпускников детского дома, позиционируя их как неадаптированных к «реальной» жизни. «Позитивный-самостоятельный» медийный образ встречается редко, как правило, только в контексте построения успешной карьеры. Данный образ соотносится с конкретными индивидуальными биографиями, которые становятся материалом для публикаций, в то время как остальные медийные образы лишены личностной или гендерной характеристики. Формируемая СМИ «типичная» траектория социализации выпускника не учитывает применяемые современные педагогические и психологические практики, связанные с индивидуальной работой воспитателей и социальных работников с сиротами, готовящимся к выпуску из детского дома или интерната. Показано, что основной корпус материалов, посвященных выпускникам детских домов не отражает всего разнообразия проблем и вызовов, стоящих перед ними.

Ключевые слова: выпускники детских домов, сироты, социальная адаптация, социальные службы

Юлия Лежнина

Аннотация: В статье на данных мониторинга Института социологии РАН 2016 г., репрезентативных для населения России в целом, рассмотрены социально-демографические особенности среднедоходных слоев населения в целом и отдельных их подгрупп в частности. Особое внимание уделено характеристикам домохозяйств, выступающим факторами потенциальных рисков материального неблагополучия. Выделение среднедоходных слоев осуществлено в рамках относительного подхода к социальной стратификации – через сопоставление среднедушевых доходов индивидов со страновой медианой этого показателя. Продемонстрировано, что среднедоходные слои неоднородны по своему положению и «распадаются» на разные по уязвимости социальные группы. При этом именно между ними пролегает граница условного материального благополучия населения в целом. Нижний сегмент этих слоев, несмотря на
то, что его представители обладают доходами, соответствующими условному «среднероссийскому» уровню, скорее балансирует на грани малообеспеченности, и чувствителен к социально-экономической нестабильности.
Именно для этой группы социально-демографические характеристики, в первую очередь, высокая иждивенческая нагрузка и большая доля пенсионеров в составе домохозяйства оказываются дополнительными факторами риска. Верхний сегмент среднедоходных слоев населения заметно более благополучен не только в части доходов, но и характеристик, обеспечивающих относительно устойчивые позиции на рынке труда, что позволяет представителям этой группы наращивать ресурс прочности. Показано, что для обеих подгрупп среднедоходных слоев семья влечет дополнительный риск низкого материального статуса, в основном за счет иждивенческой нагрузки. Степень этого риска несколько сглаживается для нижней части группы за счет интегрированности в систему мер государственной социальной политики, а для верхней – общими ресурсами семьи, уровень которых в целом позволяет смягчать социально-экономическую нестабильность. При этом расширенная семья хотя и выступает ресурсом поддержки для среднедоходных слоев, но масштаб этой поддержки ограничен объективными возможностями родственных сетей и характером отношений. В этой связи потенциал соответствующей поддержки для нижнего сегмента среднедоходных слоев заметно ниже, чем для верхнего, что усиливает дифференциацию их положения в кризисных условиях.
 
Ключевые слова: среднедоходные слои, уязвимые группы населения, семья, иждивенческая нагрузка

ОБЗОРЫ

Елена Альшанская, Эльвира Гарифулина, Александр Гезалов, Галина Рахманова

Аннотация: С принятием в 2014 г. Постановления Правительства No 481 в России начался новый этап развития системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этот нормативный документ вступил в силу в сентябре 2015 г., а первый опыт его применения по сути появляется только сейчас. В связи с этим обсуждение таких вопросов, как содержание основных изменений, барьеры на пути их реализации, возможная роль некоммерческих организаций, которые в последнее время стали одними из ключевых игроков на этом поле, а также своевременность столь серьезных решений и причины, по которым они были приняты, становится особенно актуальным и может иметь прикладное значение. Этот материал представляет ответы российских экспертов – Эльвиры Гарифулиной, Галины Рахмановой, Елены Альшанской и Александра Гезалова – на указанные вопросы. Среди ключевых изменений, введенных Постановлением, эксперты выделяют переориентацию институциальных учреждений на открытый формат работы, ограничение срока пребывания детей в учреждениях, введение индивидуального плана устройства детей и другие. К барьерам реализации Постановления эксперты относят дефицит кадровых и финансовых ресурсов в системе устройства детей, отсутствие регламентов новых процессов и системы мониторинга происходящих изменений. Роль некоммерческих организаций в сложившейся ситуации эксперты видят, прежде всего, в распространении накопленных знаний и опыта в работе с различными типами семей, детей и будущих замещающих родителей. Наконец, принятие Постановления эксперты рассматривают как закономерный этап в эволюции российской системы устройства детей либо как реакцию на ухудшение положения детей в связи с введенными в 2012 г. ограничениями на иностранные усыновления. Полученные ответы, хотя и не описывают все поле мнений по затронутой теме, характеризуют масштаб и серьезность происходящих изменений и одновременно обозначают возможные проблемные точки, дискуссионные вопросы, а также задачи, требующие постоянного мониторинга.

Ключевые слова: Постановление Правительства No 481, негосударственные организации, некоммерческие организации, институциальный уход, экспертные мнения

Антон Смолькин

Аннотация: Обзор посвящен анализу концепции итальянского философа Луиджины Мортари, развивающей идеи Хайдеггера о заботе как фундаментальном компоненте человеческого существования. Этот сюжет может выступать ресурсом объяснения социального, учитывая беспрецедентность масштабов необходимой людям как биологическому виду заботы друг о друге, от материнского внимания до некоторых форм разделения труда. Согласно Мортари, забота (care) подразумевает удовлетворение таких потребностей Другого, которые тот не способен удовлетворить самостоятельно, в противном случае речь идет об обслуживании (service), при этом предметом подлинной заботы может быть лишь удовлетворение жизненно важных потребностей. Долгое время забота как самостоятельная ценность оказывалась на периферии исследовательских интересов, предпочтение отдавалось идеологически более привлекательной автономности; однако человек лишь часть жизни проводит в состоянии автономии, и в этот период обычно сам выступает источником заботы. Отсюда критика Мортари либерального взгляда на автономность как цель и ключевую ценность, а не один из этапов жизни, что открывает перспективы понимания недостижимости автономии кроме как ценой разрушения социального. Однако критика либеральной модели автономности может иметь нежелательные политические последствия, оборачиваясь оправданием патернализма и тоталитаризма. Дополнительную сложность Мортари обнаруживает в неформализуемости заботы о Другом из-за его принципиальной непознаваемости, что налагает на заботящегося особую ответственность. Например, быть хорошей медсестрой не означает строгое соблюдение должностных инструкций – необходимые компетенции нарабатываются опытным путем – благодаря переосмыслению случаев из практики. Мортари утверждает, что забота обесценена и не вознаграждается адекватным образом потому что это женская функция, но допустимо предположить, что основную роль здесь сыграла ее неизмеряемость и неформализованность. Идеализируя заботу как одаривающее действие, в своей критике моссовской концепции дара, Мортари игнорирует функции дара по сборке социального. 

Ключевые слова: забота, автономность, социальное, реляционная онтология, дар, гендер

РЕЦЕНЗИИ

Елена Селезнева

Андрей Сычев, Катерина Фофанова

Алла Макаренцева

Источник информации: Журнал исследований социальной политики