Публикации по социологии детства

Представляем вашему вниманию материалы, посвященные изучению детей, подростков и детства:

Собкин В.С., Калашникова Е.А. Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 3. С. 19–39. DOI: 10.17759/sps.2019100302

Аннотация: В контексте проблематики межпоколенных различий в статье рассматриваются особенности изменений в эмоциональной оценке успешности жизненных перспектив, сформированности планов на будущее и приоритетов в жизненных ценностях у учащихся основной и старшей школы. Работа основана на сравнении результатов мониторинговых анкетных опросов, которые проводились сотрудниками ЦСО РАО с 1991 по 2017 годы. Выборка в 1991 г. составила 1162 респондента, в 1996 г. — 1604, в 2002 г. — 2978, в 2017 г. — 11803. При анализе материалов учитываются гендерные, возрастные и социально-стратификационные различия. Данные обработаны с помощью методов математической статистики (критерии значимых различий, факторный анализ). Результаты свидетельствуют о том, что эмоциональная оценка школьниками успешности жизненных перспектив, сформированность планов на будущее и ценностные предпочтения в существенной степени зависят от экономических и политических трансформаций в обществе. С помощью факторного анализа выделены пять обобщенных оппозиций, которые позволяют провести межпоколенческое сопоставление особенностей жизненных позиций учащихся с учетом гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов.

Ефремова М.В., Полуэктова О.В. Взаимосвязь взрослой и детской бедности с психологическими характеристиками личности // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 3. С. 118–136. DOI: 10.17759/sps.2019100308

Аннотация: В данной статье рассматривается взаимосвязь низкого социально-экономического статуса в детстве и во взрослом возрасте с психологическими характеристиками личности, такими как ценности, самоэффективность, самооценка, психологическое благополучие и доверие. Оцениваются эффекты взаимодействия детского и взрослого социально-экономического статуса на психологические показатели. В исследовании приняли участие бедные — люди, имеющие доход ниже прожиточного минимума (N=162, возраст M=41, 39,5% — женщины), и небедные (N=188, возраст М=34, 58,5% — женщины). Измерение детского социально-экономического статуса производилось по ретроспективной оценке. Результаты показали, что ценности личности и самооценка различаются в зависимости от взрослого социально-экономического статуса. Выявлена взаимосвязь взрослого и детского социально-экономического статуса с удовлетворенностью жизнью и доверием. Взрослый социально-экономический статус связан с доверием только в группе респондентов, не имеющих низкого социально-экономического статуса в детстве. Удовлетворенность жизнью и доверие тех, кто имел низкий социально-экономический статус в детстве, ниже, чем у тех, кто не испытывал бедность никогда.

Иванова Л. Ю. Подростки 1990-х гг. и наших дней: восприятие экологических проблем // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 3. С. 151-167. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.3.6695

Аннотация: Статья посвящена динамике отношения подростков к экологическим проблемам. Актуальность статьи определяется перспективой активного влияния подрастающего поколения на окружающую среду в недалёком будущем. Анализируется отношение подростков в 1996 и 2017 гг. к возможности экономического роста и улучшения благосостояния россиян за счёт ухудшения состояния окружающей среды, а также их обеспокоенность экологическими проблемами (загрязнение воздушной и водной среды, сведение лесов и др.). Сравнение данных двух опросов, проведённых методом анкетирования по теме «Здоровье подростков и окружающая среда» в 1996 и 2017 гг., показало, что, несмотря на углубление экологического кризиса, за прошедшие два десятилетия почти вдвое увеличилась доля подростков (13,1% в 1996 г., 24,1% в 2017 г.), полностью или отчасти согласившихся с перспективой экономического роста России за счёт загрязнения окружающей среды, на 9,4% – с тем, что в ущерб ей должно быть улучшено благосостояние народа; кроме того, сократилась доля подростков, выразивших серьёзную обеспокоенность экологическими проблемами, на низком уровне остаётся участие опрошенных в экологических движениях. Наметилась и позитивная тенденция: за два десятилетия почти втрое увеличилась доля тех, кто никогда не сорит на улицах или на природе. В статье также рассматриваются данные всероссийских опросов взрослого населения, показывающие, что по сравнению с 1990-ми гг. снизилась тревога россиян по поводу экологических проблем в местах их проживания. В некоторых вопросах у молодёжи по сравнению со старшим поколением больше благодушия, хотя оснований для этого нет. На Западе заметна активность школьников в борьбе против глобального потепления климата. Массовость движения наводит на мысль о влиянии на данную активность школьного экологического образования и образования для устойчивого развития, которым в нашей стране уделяется недостаточно внимания.

Крихтова Т. М. Социология семьи и детства в работах Джеймса Боссарда // Социологический журнал. 2019. Том. 25. № 3. С. 84-98. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.3.6677

Аннотация: Статья представляет собой обзор академической деятельности американского социолога Джеймса Боссарда. За свою жизнь он написал большое количество статей и книг, посвященных вопросам семьи, брака, детства и воспитания, используя самые разные методы сбора и анализа информации. Несмотря на активную научную и общественную деятельность, Дж. Боссард малоизвестен в русскоязычной академической среде. Он создает собственную схему подходов к изучению семьи, которая, по его мнению, должна максимально полно охватить все значимые аспекты. Подходы Дж. Боссарда можно разделить на три основных группы, которые будут рассмотрены в обзоре подробно: семейные ритуалы, неоднородность семьи и семья как поле для изменений. Параллельно с этим он поднимает и другие вопросы: счастье и несчастье семьи, различия между большими и малыми семьями, роли детей в семье, обряды перехода, влияние войн на семьи. Дж. Боссард одновременно интересен и как продуктивный исследователь с нестандартными подходами к материалу, и как своеобразная примета времени, которое позже будут считать периодом, когда большие традиционные семьи в США переживали наивысший подъем. Данным обзором автору хотелось бы обратить внимание на наследие этого социолога, поскольку многие его работы актуальны и в современной России.

Абросимова Е. Е., Бухтиярова И. Н., Филипова А. Г. Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: анализ региональных образовательных мероприятий и материалов СМИ // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 3. С. 50–64. DOI: 10.24866/1998-6785/2019-3/50-64

Аннотация: В статье приведены результаты анализа региональных ресурсов, используемых для реализации участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, с упором на образовательные мероприятия. Основой распространения в нашей стране концепции детского участия стал раздел 6 "Дети-участники…" Национальной стратегии действий в интересах детей. Ее действие закончилось в 2017 году. В качестве двух групп эмпирических источников рассматриваются региональные материалы о выполнении Нацстратегии и публикации региональных СМИ, связанные с детским участием.

Белов В. И., Елкина Д. Ю. Конфликты в детском оздоровительном лагере: опыт полевого исследования // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 1. С. 127-141. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6274

Аннотация: Статья представляет собой анализ конфликтов в отдельно взятом детском оздоровительном лагере. Анализ осуществлён по результатам социологического исследования, проведённого методами нестандартизированного интервью и включённого наблюдения. В тексте приводится бланк интервью беседы. Основным объектом исследования являлись отрядные вожатые: их эмоциональное состояние, уровень усталости, конфликтологическая компетентность, которые рассматриваются как субъективная составляющая причин конфликтов. В статье основное внимание уделяется двум видам конфликтов, которые случаются в детских лагерях: между вожатыми и детьми, а также между самими детьми. Анализ полученных эмпирических данных осуществляется путём сравнения характерных особенностей вожатых: тех, кто имеет опыт работы в детском оздоровительном лагере, и тех, кто такого опыта не имеет. В результате исследования и последующего анализа было выявлено, что опытные вожатые более стрессоустойчивы, чем «новички». Это различие наиболее наглядно проявляется в начале лагерной смены. К середине смены различие становится не столь заметным и почти исчезает к концу смены. Эмпирические данные, полученные в результате интервьюирования, объединены в пять таблиц. Результаты включённого наблюдения присутствуют в виде описания эпизодов конфликтных ситуаций, имевших место в течение трёх лагерных смен с разбивкой по возрастным группам детей. Описание конфликтных ситуаций сопровождается анализом тех способов выхода из конфликтов, которые используют вожатые детского оздоровительного лагеря.

Брюно В. В. Рискованное сексуальное поведение современных подростков в России Часть II // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 1. С. 113-126. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6273 

Аннотация: Данная работа является продолжением статьи, посвящённой рискованному сексуальному поведению среди молодёжи. В этой части на основании обзора различных исследований, а также результатов собственных опросов учащихся школ и колледжей рассмотрены такие формы сексуально опасного поведения, как беспорядочные половые связи, сопровождение сексуальных контактов употреблением алкоголя и наркотиков, детско-подростковая проституция. Выявлено, что различные формы девиантного поведения и сексуально опасное поведение очень часто сопровождают друг друга. Подростки, имеющие один вид проблемного поведения, с большой вероятностью имеют и остальные. Центральным элементом рискованного поведения подростков и молодёжи является употребление алкоголя и наркотиков, в частности была выявлена взаимосвязь между употреблением психоактивных веществ и сексуальным поведением. Рассмотрено влияние Интернета на сексуальное поведение подростков, проанализированы современные виды виртуальной сексуальной активности подростков в Интернете и связанные с этим риски.

Егорышев С.В., Садыков Р.М., Мигунова Ю.В. Социальные практики питания детей в малообеспеченных российских семьях Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ 2019 Том 19. № 3. С. 432—442. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-3-432-442 

Аннотация: Основу статьи составляют результаты исследования социальных практик качественного и сбалансированного питания детей в малообеспеченных российских семьях. Анализируются исследовательские и практические подходы к питанию как явлению, исторически и культурно обусловленному и во многом связанному с социально-экономическими особенностями и проблемами развития российского общества. Аргументируется, что качество питания — основной индикатор уровня социально-экономического развития страны, который детерминирует показатели здоровья населения и социальный потенциал. Современные российские реалии характеризуются трендами ухудшения показателей здоровья детей и подростков, в том числе по причине снижения пищевой ценности продуктового набора семьи. Сложившаяся ситуация свидетельствует о высокой социальной значимости проблемы питания детей и всех категорий населения. Это проявляется в тесной взаимосвязи рациона и практик питания населения с содержанием национальных проектов «Здравоохранение», «Демография», «Экология». В статье анализируются данные официальной статистики и результаты социологического опроса, проведенного в Республике Башкортостан, характеризующие состояние и особенности существующих и складывающихся практик питания детей в семьях в зависимости от их материальных возможностей и количества детей. По результатам опроса для 35% семей затраты на питание составляют 30—40% их основного дохода. Для 26% респондентов расходы на питание составляют от 40—50%, при том что в мировой практике эта доля фиксируется на уровне 20—25% и считается пороговой. Установлено, что с ростом уровня доходов снижается доля расходов на питание, и наоборот, а рацион питания в малодетных семьях значительно богаче и разнообразнее, чем в многодетных, т.е. социальные практики питания в российских семьях связаны с уровнем их жизни.